Кунгур в XIX веке называли чайной столицей России. Уже в восемнадцатом столетии тут не понаслышке были знакомы с чаем. Его привозили из Ирбита и сбывали во время городских ярмарок. Но из-за баснословной цены повсеместного распространения этот ароматный напиток так и не получил. Некоторые даже пренебрежительно величали чай «китайскими вениками». Зато напиток завоевал популярность у путешественников едущих по Сибирскому тракту.
Сибирский тракт, основная дорога России, в прошлом носил ещё одно имя – чайный путь. По нему из дальней забайкальской Кяхты шли обозы с китайским чаем, который постепенно из экзотической диковины превратился в традиционное русское угощение. Перевозка крупных партий чая была делом весьма сложным и опасным. На чайных перевозчиков нападали грабители, заработавшие прозвище «чаерезы».
Исторической вехой чайной истории Кунгура стал 1840 год, когда молодой Алексей Губкин учредил свою чайную фирму. Начинание было связано с большим риском, но он окупился с троицей. Воспользовавшись понижением цены изделия из кожи и мануфактуру, Губкин приобрел товары, имеющие спрос у китайцев. В забайкальской Кяхте выгодно обменял на чай. Обратная дорога вначале до Кунгура, а затем до Нижнего Новгорода, заняла почти год, но бизнес - надежды оправдались. Ароматный товар был удачно продан, вырученные средства вложены в дело.
Предпринимательская чуйка помогла кунгурскому купцу стать лидером отечественной чаеторговли. Наконец-то был наведён долгожданный порядок: определены цены, сортамент, единицы товара. Так Кунгур стал чайной столицей Российского государства.
Последние годы своей жизни Алексей Губкин провел в столице, куда из Кунгура была перенесена главная контора его фирмы. В ноябре 1883 года его не стало. Гглавный наследник и внук Александр Кузнецов реформировал наследство в Торговый дом, а потом в Торгово-промышленное товарищество.
Объёмы продаж возрастали. В китайском городе Ханькоу была куплена фабрика по выпуску прессованного чая, а Москве – сахарорафинадный завод. В 15 городах России, в том числе в Кунгуре и Перми, действовали чаеразвесочные фабрики и отделения товарищества. Вскоре границы российских рынков стали тесны. И в 1889 году предприятие представило новшество – плиточный чай во Франции, слывшей по традиции кофейным государством. Отзывы на товар были получены положительные, дело расширялось.
Александр Григорьевич оказался достойным преемником деда. Продолжатель благотворительных традиций семьи. Коллекционировал картины и занимался издательской деятельностью. Его усилиями была издана книга Субботина «Чай и чайная торговля в России и других государствах».
Торгово-промышленное товарищество «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К0» достойно выдержала потрясения начала 20 века.
Его история закончилась в 1918 году, во время национализации. О размахе деятельности предприятия и её именитых хозяевах напоминают не только многочисленные здания, сохранившиеся в городах страны. Почти в каждом отечественном музее имеются чайные коробочки с изображением двух перекрещенных якорей, торговым знаком товарищества.
Есть они и в Музее истории купечества в Кунгуре, чайной столице Прикамья. Познакомиться с ними можно в выставочном зале, обстановка которого стилизована под чайную начала 20 века.
По материалам статьи Ольги Ренёвой, зав. музеем истории купечества
На фото: Алексей Семенович Губкин
купец первой гильдии, Книга «Чай и чайная торговля в России и других государствах».