Что происходит на рынке
По оценкам Российской outdoor-группы (Р.О.Г.), емкость отечественного рынка товаров для активного отдыха – $200–300 млн в год. В группу входит 11 компаний-участников, в числе которых четыре производителя (компании Bask, «Нова тур», «Ред фокс» и «Старт-1») и семь дистрибуторов. Собственную рыночную долю группа оценивает в 65%, в том числе и 5-7% от Bask. До сих пор отечественный outdoor-рынок рос на 30% в год.
В один день начинающие предприниматели заработали 200 руб. Эту первую прибыль Богдановы вложили в ткани и гусиный пух. Сшили первую пуховку — теплую куртку для альпинистов. Знакомый купил ее за 250 руб. Вторая куртка ушла за 300 руб., следующие — уже по 600. С тех пор российский гусь — стратегический актив бизнеса Богданова: «Российский пух в мире считается лучшим. Наверное, потому, что наши гуси живут в самых суровых условиях».
Оделись в Катманду
К 1992 г. семья Богдановых продала около 1000 горных курток — Владимир до сих пор хранит пухлую тетрадь, в которой зафиксированы все продажи за тот период. «Появился стабильный оборот, и я пригласил старшего брата», — рассказывает основатель компании. Тогда же братья зарегистрировали торговую марку Bask и одноименное предприятие. Кандидат наук Сергей Богданов занимался лазерами. Как и многие физтехи (МФТИ), братья студентами проводили свободное время в горных походах и сплавах. Снаряжение и одежду в те годы приходилось дорабатывать самостоятельно. Тогда и прозвучало впервые название «байдарочно-строительный кооператив».
В год рождения компании состоялась и поездка в Непал. Владимир взял с собой 10 пуховок собственного производства: в Катманду много туристов и маленьких магазинчиков. В одной лавке за куртку Bask предложили «не более $200». «И это когда в России пуховки продавались за $60», — рассказывает Богданов. Он продал в Катманду все куртки и провел исследование рынка. В Непал приезжают альпинисты со всего мира. Там Богданов рассмотрел модели горной одежды мировых производителей. Появилась идея, как двигаться дальше.
Счастливый кризис
Все свободные деньги — в дело. По этому принципу компания развивалась всегда, избегая кредитов и заимствований. В 1994 г. Богдановы арендовали бывшее ателье в Королеве — $1 за метр площади в месяц. Здесь до сих пор размещается гарантийный сервисный центр компании. Купили машинки, наняли швей. Начали выпускать одежду и снаряжение премиум-класса с использованием самых дорогих материалов. «Для альпинистов качество важнее цены. Экономить на безопасности в горах не принято», — уверен Богданов.
Золотым временем для российского рынка outdoor стал кризис 1998 г. Доллар вздорожал. Богданов помнит случаи, когда поставщики разворачивали и отправляли обратно партии импортного товара. Себестоимость производства на время снизилась в три раза. Сотрудники продолжали получать зарплату в рублях, а товар продавался за доллары. Годовой оборот Bask в то время превысил $2 млн. Тогда братья открыли еще одно предприятие в Рязани и первый собственный магазин в Москве «Активный отдых».
Все российские бренды outdoor-продукции появились в стране до «благоприятного» дефолта и преимущественно в научной среде. «Это «Нова тур», «Снаряжение» и Red Fox, самый серьезный наш конкурент, — рассказывает Богданов. — С тех пор расстановка на рынке мало меняется. Российские производители те же, что и 10 лет назад. Приходят только дистрибуторы иностранных марок».
Заказы свыше
Bask производит и остальную экипировку для альпинистов. Еще снаряжает экспедиции под ключ — только в этом году в горы отправилось 15 команд. Но эта услуга скорее имиджевая и составляет всего 3% от годового оборота компании, который в 2007 г. достиг $15 млн.
Всю аудиторию игроки рынка уже поделили. «По данным Федерации альпинизма России, в 2007 г. в горы ходило не более 15 000 человек. При таком количестве покупателей бизнес не выживет», — говорит Богданов. Госзаказы — знатное подспорье для outdoor-компаний. Исполнительный директор ассоциации поставщиков снаряжения РОГ Егор Тимме отмечает, что в этом году рынок вырос и за счет военных заказов: «Государство пересмотрело норму оснащения горных подразделений, теперь она около 150 000 руб. на одного бойца. Регулярные заказчики — МЧС, Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Альпинистское снаряжение, рюкзаки, спальники и палатки необходимы на различных слетах, соревнованиях».
Но в скором будущем компаниям придется выходить в массовый сектор. Например, ближайший конкурент Bask, компания Red Fox, уже четыре года производит городской вариант активной одежды. Bask также запускает массовый продукт — линию одежды outdoor life style (повседневный outdoor) — на основе внедорожных технологий в облегченном варианте. В этом сегменте за потребителя сражаются такие гиганты, как Adidas, Nike, Columbia, гипермаркеты «Спортмастер» и Decathlon. «Bask позиционирует новую линейку как товары для повседневной жизни, — замечает Мария Маттис, руководитель отдела инициативных исследований ГК Step by Step. — Меняется дизайн — яркие краски и современные линии вместо поднадоевшего всем цвета хаки и примитивных штормовок».
Вход заказан
«Наш основной рынок — Россия, но, чтобы понимать, что происходит в мире, надо заниматься экспортом», — убежден Богданов. Продукция Bask продается в 12 странах мира, таких как Великобритания, Канада, Корея, скандинавские страны. За рубеж поставляются небольшие партии — не более 10% от общего объема. «До 2000 г. у нас было неплохое сочетание цена — качество, — рассказывает бизнесмен, — но сейчас наша продукция на Западе не так конкурентоспособна. Дело в НДС, который уже восемь лет взимается с экспортируемых товаров дважды — здесь и по месту реализации». Да и производство в России становится все более затратным, добавляет Богданов. И вслед за игроками западных рынков Bask переводит производство в Белоруссию, Вьетнам и Китай.
Директор по развитию компании «Нова тур» Михаил Шагаров полагает, что Bask на верном пути: «В конце концов на рынок выйдут крупные западные игроки. Тогда Bask сможет продать готовую розничную сеть и оставить себе лишь производство пуховых курток. А здесь у них мало конкурентов».
Да и новых игроков на рынке не прибавится. Входной билет сильно подорожал, говорит Шагаров.
По расчетам Богданова, сейчас для выхода на рынок outdoor-одежды нужно не менее $2 млн инвестиций. Тогда через полгода можно запустить в продажу первую коллекцию. Бизнес окупит себя примерно через три года. Правда, на завоевание доверия альпинистов понадобится не меньше 10 лет.
Источник: vedomosti.ru
Автор: Иван Шамин