Вокзал Пермь 1 – один из старейших вокзалов страны, возведенный в стиле модерн с элементами древнерусского зодчества 19 века. Здание построено в 1878 году по проекту инженера-архитектора И.А. Быховца.
Праздничное на вид, украшенное островерхими башенками здание вокзала, появившееся на городской набережной, стало подлинным украшением города. В настоящее время - памятник архитектуры федерального значения.
До постройки вокзала в начале XVIII века, на этом участке теснились торговые ряды, с 1745 года размещался Гостиный двор. С появлением Уральской горнозаводской железной дороги, связывающей уральские города, все поменялось. В 1878 году состоялось торжественное открытие пути от Перми до Екатеринбурга длиной в 468 верст.
Вот как описывали современники внутреннее устройство вокзала: «Он делился на четыре секции: ресторан, зал ожидания для пассажиров 1 и 2 класса с мягкими диванами, зал ожидания для пассажиров 3 класса с жесткими диванами, а также билетные кассы и большой иконостас. Путешественник, отправляющийся в дорогу, мог помолиться о благополучной дороге». («Старая Пермь», Е. Спешилова).
Сегодня Пермь 1 находится на реконструкции. В соответствии инвестиционной программе Российских железных дорог, на реконструкцию вокзала в 2012 году планируется выделить двадцать миллионов рублей.
Будет открыт зал ожидания, билетные кассы и кафе. Помимо этого, появится музей истории и научных достижений железнодорожного транспорта.