Зеленый ветер. Активный отдых для Вас!

активный
отдых
для Вас!

Зеленый ветер. Экотуризм
 
  подари себе незабываемый отдых - осознай, что ты можешь большее
Главная

Зеленый ветер

О компании
Сплавы по рекам
Экскурсии
Туры по Уралу и Пермскому краю
Гостевой дом Усьва
Фотографии
Видео
Услуги кинопроизводства
Подарки и сувениры
Некоммерческий проект Чистый Пермский край
Контакты

Пермский край

Информация

Библиотека

Легенды
Статьи

Общение

Форум
Галерея пользователей
19 апреля 2024, 07:13:40 *
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
Автор Тема: Легенды о Пермском крае  (Прочитано 73020 раз)
Евгений Пугин
Старожил
****
Сообщений: 278

394721403
Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #42 : 28 февраля 2008, 18:41:17 »

Кто знает легенды о Пермском крае, пишите сюда...
Записан
Andru
Пользователь
**
Сообщений: 77

408172675
Просмотр профиля Email
« Ответ #41 : 06 апреля 2008, 21:59:35 »

Коми-пермяцкое предание

***
 В давным-давние времена здесь на Иньве стояли дремучие леса, а в тех лесах жила чудь.
Жили они родами. Каждый род знал лишь соседний с ним род, а других дальних родов боялся. Жили они в землянках и невысоких шалашах, крытых деревянной корой. От той чуди и пошел народ коми.
Долгие века жила чудь в лесах, так что никто ее не видел, жили они у всех за глазами. Потому и зовется у коми место в избе «ком» («за глазами»).
Число людей в родах увеличивалось и появилось у них желание переселиться за реку, поближе к рыбе и зеленым лугам. Вышла чудь из лесов на берега рек.
Но скоро началась между чудью и другими народами вражда, грабежи и разбои. И стали думать тогда одни из них – куда им деться?
Чудь уже много веков была знакома с татарскими купцами, с которыми они менялись товарами. Расчищали они лес под пастбища для скота и пашни, сея ли хлеб, разводили скот.
А грабежи все усиливались. И как-то жаль было оставлять насиженные места, но ничего не оставалось делать, как уходить неведомо куда по дремучим лесам без путей и дорог, или укрепиться на местах. И решила чудь строить кары-городища.  На речке Ку было у них городище, а на крутом высоком холме – место священное. На том священном месте стояла широкая береза, а под ней, по бокам были боги чудские и котел жертвоприношений.
В праздники собирали на священном месте народ. Охотники стреляли из луков в мету на столбе в честь богов. Стрелы эти оставляли на этом столбе. В жертву богам приносили шкуры пушных зверей, забивали скот, а когда большие сборы жертв были, то меняли меха татарам на серебряные вещи.
Главной богиней их была четырехликая Войпель (северное ухо), или как её ещё называли Ворпель (лесное ухо). Была она сделана выше других деревянных богов и со всех сторон обложена камешками и раковинами всех рек и речушек, на которых жили люди, веровавшие ей и приносившие эти вещи в дар ей. Вокруг неё был круг, в котором плясали все, поклонявшиеся богине, для радости ее. Это священное место было удобно для постройки кара-городища, потому что этот высокий холм с обеих сторон был обхвачен оврагами.
Умер в роде старшина рода, старый князь, и остался у него молодой сын. Стал он думать, где построить кар для своего рода. Поднялся он на крутой берег, посмотрел вокруг, и понравилась ему гора, на которой стояло священное место. Не было поблизости другого удобного места. Решил молодой князь Кудым-Ош построить кар на жертвенном месте.
Не раз приходила к нему Потось, та, что служила богам на жертвенном месте, умоляла его изменить свое решение. Она угрожала Кудым-Ошу местью всех чудских богов и проклятием богами его и всего его рода. Но сколько не искал князь со своими людьми другое место, нигде найти не мог такого удобного, как то, на котором было жертвенное место.
И сказал тогда Кудым-Ош Потоси: «Большое несчастие нам будет от наших врагов, если мы не укрепимся здесь».
Тогда хитрая Потось распустила слух о том, что есть у вогульского князя дочь-красавица с большим приданным. А кто возьмет её в жены, то родит она тому сына-богатыря, как ей судьбой определено. И старалась Потось, чтобы слух этот дошел до Кудым-Оша, говоря, что сама она слыхала это от людей, приходивших молиться богам жертвенного места. Но обманывала хитрая Потось: слыхала она, что дочь вогульского князя была страшилищем, что много женихов ходили её сватать, но никто не возвращался назад. Не хотел вогульский князь, чтобы разошлась дурная слава о его дочери-то, и убивал или держал в плену тех женихов, которые отказывались свататься, испугавшись её.
Так решила хитрая Потось отомстить Кудым-Ошу, посылала его на гибель. Но не знали про это люди, через которых распространяла она слух о красоте дочери вогульского князя. Нахваливала она Кудым-Ошу красоту вогульской княжны, что живет у высоких гор в верховьях реки Яйвы.
И решил Кудым-Ош попытать счастья, очень хотел он иметь сына, который после его смерти защитил бы его род от грабежей соседей. Была у него любимая девушка, которая жила в Сылпане, неподалеку. Когда узнала она, что Кудым-Ош собирается идти искать вогульскую княжну, то сказала она ему: «Поезжай, Кудым-Ош, бери себе невесту далекую, красивую да богатую, ту, что посватают тебе добрые люди. А если возьмешь меня бедную, да не будет у нас сына-богатыря, то весь век будешь на меня гневен».
Расстанется с ней Кудым-Ош, а сам ночей не спит, крепко падет ему на душу вогульская княжна.
На третий день подгорит он двух товарищей ехать с ним, соберут они припасов на дорогу, свяжут из бревен плот и спустят его на воду.
 Посмотрел князь, как строятся крепость и жилища на священном месте, как растет на нем земляной вал, и сказал он своему роду, что едет он посмотреть, как в других местах люди живут и как они укрепления строят.
Рано утром другого дня отплывает Кудым-Ош с товарищами из родного городища вниз по реке. Труден был их путь: реку во многих местах завалило лесом и буреломом, часто петляла река.
Надоело это путникам, шли тогда они напрямик через лес к тому месту, где заканчивалась петля реки. Часто теряли они направление пути, попадали в болота. Тогда выворотят они наизнанку свои одежды и шапки, чтобы лесного попугать так, чтобы он вывел их из леса. Находят они наконец путь из леса, выходят к реке, строят ночью плот и плывут дальше.
А на пути – Кульпель (водяной), и никак его не объедешь.
Жалко Кудым-Ошу  и товарищам плот бросать да и напрямик ходить уже устали. Задумали задобрить водяного: вырвут куски из одежды и привяжут к ним хлебное, спустят в воду.
Пропустил Кульпель Кудым-Оша и товарищей. Плывут они дальше. Увидели утонувшее дерево комлем кверху из воды торчит и качается на воде.
Обрадовались путники – это водяной принял дар и благодарит.
Наконец, приплыли они к устью Иньвы, вышли на Каму. Река быстрая и широкая – тяжело стало грести вверх по реке. Приходилось сходить на берег и тащить плот за собой на веревке.
Наконец добрались путники до городища, где тоже живут коми, чудь. День клонился к вечеру, и решил Кудым-Ош отдохнуть в городище. Вышли навстречу им люди, сторожившие городище, увели путников, пошли доложить своей правительнице. Вышла она на берег, видит, путники зла не замышляют, пустит их на городище.
Увидит она на груди молодого князя четырехгранное изображение Оша (медведя). Вскрикнет она радостно, узнает в нем сына князя коми, потому что это изображение оставил Кудым-Ошу отец его, князь рода, к которому оно тоже перешло по наследству. Увидела и ноги Кудым-Оша, одетые в длинные штанины, связанные с обувью. Походили они на ноги Оша.
Княгиня проведет гостей через ворота, расспросит гостей, зачем едут, хотя и сразу догадалась, что ехал Кудым-Ош сватать вогульскую княжну. Накормит гостей, уложит их хозяйка спать, и скоро они дружно захрапели.
Долго смотрела княгиня в лицо спящему Кудым-Ошу, и стало жалко ей юношу, идущего на верную гибель. Утром она начнет разговор с ним:
 - Откуда ты, молодой князь, узнал об этой невесте? Кто направил тебя за ней в такую даль?
И ответит Кудым-Ош:
 - Собрался на прошлый праздник народ ото всюду, и рассказал кто-то о красавице, а весь народ пересказывать стал. Решил я попытать свое счастье и двинулся в путь.
 - А не боишься ты этого счастья?
 - Да нет, не боюсь, - отвечал Кудым-Ош.
 - Смотри, не лучше ли вернуться, а то пойдешь за счастьем, да и голову сложишь.
Гордо ответил Кудым-Ош:
 - Нет, будь что будет, а я не страшусь, буду дальше пробираться.
Усмехнулась княгиня:
Что-то больно смел ты, молодой князь.
Но стыдно было Кудым-Ошу показать робость перед женщиной и еще раз подтвердил он свое решение – идти дальше.
 - Ну, коли ты так смел, - сказала княгиня, - и ничего не боишься, то пожалуй помогу тебе. Смотри, Кудым-Ош, чтобы не пропасть ни за что, помни: как доберетесь вы до вогульского князя, то говори ему слова самые для тебя дорогие, и слов своих будь хозяином. Не ходи лучше, ведь вы и вогульского языка не знаете, да и места их не найдете.
Но крепко стоит на своем решении Кудым-Ош:
 - Мы решили пробиваться и назад не пойдем.
 - Ну, тогда уж так и быть: уважу я вас за смелость. Дам я вам своего человека, который у вогул бывал и говорить по-ихнему умеет, а, кроме того, дам я вам и лодку.
Дала им княгиня лодку и в товарищи – своего человека по имени Ваяси. Собрался он в путь, захватил с собой пестерь, принесли весла к лодке. простился Кудым-Ош с княгиней, сам спустился в лодку и поплыл вверх по реке.
Плывут они день, два, наконец, доберутся до реки Яйвы. Яйва – река быстрая, плыть по ней вверх стало еще тяжелее.
Наконец, через несколько дней остановится Кудым-Ош и увидит тропу, что вела в дремучий лес. Спрятали путники лодку и пошли по тропе. Скоро увидели они высокий холм и на нем вогульские укрепления. Слышат – собаки злые. Вышла из укрепления охрана, подняла тревогу. Остановится Кудым-Ош с товарищами, а Ваяси пойдет вперед. Еще в дороге объяснил ему Кудым-Ош, что сказать надо вогульскому князю. Ваяси подойдет к охране и станет просить, чтобы его  пропустили к вогульскому князю. Доложит об этом охрана князю и тот приказал пропустить Ваяси.
Подошел Ваяси к князю и сказал: «Князь! Я прибыл с паном из дальнего края, он молод, сам из народа коми, много наслышан он о твоей дочери и хочет ее сватать».
Сердито посмотрит князь на Ваяси и крикнет: «Ступайте скорей туда же, откуда пришли. Нет у меня невест. Так и скажи своему князю».
Вернулся Ваяси и рассказал об этом Кудым-Ошу. Загрустил Кудым-Ош.
Посидят путники, отдохнут с дороги, а Кудым-Ош опять просит Ваяси: «Иди, проси вогульского князя, чтобы он меня к себе пропустил».
Пойдет Ваяси во второй раз. Поклонится вогульскому князю, станет просить пропустить Кудым-Оша на единое слово. А Кудым-Ош в то время приоденется, почистится, приготовится к вогульскому князю идти.
Говорит в ответ старый князь Ваяси: «И не хотел я вам плохого, но коли ваш енязь надумал, то пусть идет».
Передал Ваяси эти слова Кудым-Ошу, и пошел он с товарищами к старому князю. А тот уже ждал гостей.
Встал Кудым-Ош на колени перед старым князем и с поклоном начал говорить на своем языке, руками и лицом показывает, откуда и зачем приехал. Станет просить он вогульского князя отдать ему свою дочь, чтобы была она ему верной и счастливой женой, что так судьбой ему предназначено: «Не уйду я , пока не убьешь или не покажешь мне её. Должна она быть по судьбе моей любимой до самой смерти».
 - Настойчив ты, молодой князь, - ответил старый вогул, - но смотри, если не женишься, не хозяин будешь своим словам, то не носить тебе головы на плечах.
Переводил Ваяси весь их разговор.
Наконец скажет старый князь Кудым-Ошу: «Иди в шатер, смотри невесту, если возьмешь ее в жены да полюбишь ее, то вместо калыма, что получил я за первых дочерей, дам я тебе в приданое и золота, и серебра».
Поклонились Кудым-Ош и Ваяси вогульскому князю и прошли в шатер. А князь останется ждать их.
Радостно вскрикнула мать невесты Косто, что пришел сватать ее дочь смелый князь, и сказала, что она находится в маленьком шатре, что внутри большого. Перевел Ваяси Кудым-Ошу слова матери, что в маленьком шатре спряталась невеста.
И сказал Кудым-Ош, подходя к шатру «Где же ты, моя невеста Косто?».
Услышит Косто из своего маленького шатра голос молодого незнакомца, и очень захочется ей понравиться ему.
Распахнул Ваяси шатер и увидел звериную морду на человеческом теле, испугался и захлопнул шатер оленьей шкурой. Подошел он к Кудым-Ошу, толкнул его локтем: «Иди, смотри, любуйся, на свою невесту Косто!».
Отвечает Кудым-Ош: «Затем и пришел, чтобы посмотреть».
Услышит совсем близко Косто голос нареченного мужа, устремит на него радостно свой взор, не выходя из шатра.
Распахнет шатер Кудым-Ош, и так взглянет на него Косто, что понравились ему глаза её. Сказала Косто жениху своему тихим голосом:
 - Не терзайся князь, это не то лицо ты видишь, что перед тобою.
Схватит она себя за висок и сорвет грубую кожу. Подошел ближе Кудым-Ош и видит в том месте, где кожа оторвана, светлое девичье тело.
Возьмет Кудым-Ош ее за руку и скажет: «Я ищу тебя, Косто, хочешь ли быть моей женой?» И Косто ответила: «Если ты понял секрет моего лица и не испугался, значит, я твоя. Это мать мне так сделала, и даже отец не знает об этом».
Взял Кудым-Ош руку Косто в свою руку и сказал: «Буду ждать тебя и пойду сказать о своем решении отцу-князю».
Вышел смело из шатра Кудым-Ош, подошел к  старому князю и сказал: «Я решил, какая она ни на есть, но моя. Будет она мне любимой женою, я своим словам хозяин». Ответил старый князь: «Что ж, коли так, будем пир пировать, проводины невесте устраивать». И велит он слугам своим зарезать лучших жирных оленей: «Чтобы через три дня все к пиру было готово».
 - Сделаем, добрый князь, - отвечали слуги.
Отвели Кудым-Оша с товарищами в шатер для гостей. Невесту стали к свадьбе готовить. Мать сняла страшную маску с лица дочери.
Наконец, настал день, когда отдали Косто молодому князю из дальних краев. Огни уже горели под котлами, в которых варилось пахучее оленье мясо. На улице, на деревянных столах были уложены всякие яства и поставлены пития для поздравления молодых. Соберется много народу, приглашенного на свадьбу.
Кудым-Ош вошел в шатер за невестой и поразился ее красоте, обнял ее и поцеловал в алые губы.
Когда молодые были готовы, накрыли их лица покрывалом, и Ваяси вышел из шатра. Мать Косто была позади молодых и несла им подарки. За нею идет товарищ Кудым-Оша и несет снятую с лица Косто маску.
Молодых встретит сам вогульский князь. Подошел к ним с чашей в руках, поднял ее и поздравил их и пожелал счастья.
Тут сняли с лица молодых прикрытие. Посмотрел в лицо дочери отец и увидел красавицу. Так удивится он, что упадет на колени, обратит глаза свои к небу и воскликнет: «Ты ли это, дочь моя?»
 - Да, это я, отец – ответила Косто.
 - Слава тебе, Ен, что свершилось на нами великое чудо, моя последняя дочь оказалась лучше первых.
Смотрит на молодых собравшийся народ и не верит, что красавица невеста это и есть страшилище Косто. Тогда принесут и покажут народу и товарищам Кудым-Оша снятую с лица невесты маску. Поверили люди, удивлялись и поздравляли молодых. Начнется веселый пир, и длится он три дня и три ночи. После окончания пира готовится Кудым-Ош со своею женою в обратный путь. Выполнил свое обещание вогульский князь – дал Кудым-Ошу богатое приданое за Косто. Провожали родные и знакомые Кудым-Оша и Косто до самой реки.
Сели молодые в лодку и поплыли по реке домой. Долго слышала Косто прощальные крики родичей своих до то, как отзывалось на них далекое эхо.
Заработают товарищи Кудым-Оша веслами, понесется лодка по течению реки. Грустила дорогой Косто по родной стороне. Утешал Кудым-Ош взглядом своим да ласками.
А вокруг меняются картины. Плыли все мимо разных берегов. Быстро неслась лодка, и, наконец, вынесло ее в Каму. Доплывут и до того берега, где встречался кудым-Ош с доброй княгиней. Обрадовалась она, что жив остался молодой князь, поздравит его за смелость, проведет к себе на городище. Переночевали путники и княгини и поутру тронулись в дальнейший путь. Подарит княгиня Кудым-Ошу лодку, в которой он плавал за невестой. Жалкр было Кудым-Ошу и Косто расставаться с верным Ваяси, но ничего не поделаешь, пришлось проститься. Поблагодарили его, дали в подарок две оленьих шкуры и поплыли дальше.
Доплывут они до устья родной Иньвы и начнут грести вверх по воде. Радовался Кудым-Ош, видя родные места, знакомые селища и городища, а по берегам черные дремучие леса.
Еще до приезда молодых домой, узнала о женитьбе Кудым-Оша Потось и испугалась. Думала, что отомстит ей князь за обман, и решила торжественно встретить молодых. Надеялась она этим задобрить князя и добиться того, чтобы князь простил ее вину. Обойдет Потось соседок, закажет им готовить самые лучшие кушанья, нарвать цветов на лугу и привязать их к палкам.
Выслала Потось двух человек к устью Кувы ждать появления Кудым-Оша. Созвала она людей со всего городища. Придутлюди встретить своего князя, принесут с собой много цветов, кушаний разных: хлеба, рябчиков жареных, рыбы.
И вот принесут дозорные весть, что уже близко Кудым-Ош, и поспешит народ к берегу, навстречу князю.
Радостно с цветами и яствами встретили молодых. Невесту украсят цветами, посадят на носилки и на руках понесут в гору, туда, где уже стоял построенный для них домик.
Велика была радость Кудым-Оша, вернувшегося к своему народу. Спросит он, кто устроил ему такую встречу? И ответили ему – Потось. Простил тогда на радостях Кудым-Ош Потоси ее вину и устроил пир на три дня и три ночи.
Счастливо зажил Кудым-Ош с молодой женой. Привыкнет Косто к людям коми и их языку. И народ полюбит ее. Особенно Косто нравились здешние места. Много здесь было лесу, а в нем грибов, ягод, птиц и зверей всяких. Нравилось и то в здешних местах, что хлеб в землю сеяли.
Через год родился у них сын крепкий и здоровый, как сам Кудым-Ош. Совершал он, когда вырос разные подвиги.
Реку же, по которой князь Кудым-Ош ездил за женой назвали Иньвой-рекой (женской водой), а городище-кар, куда поселился весь род после возвращения князя, назовут Ку-дым-кар, то есть городище около реки Ку. На этом месте и стоит теперешний Кудымкар.
 


Источник: Ожегова М.Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре. М., 1971
« Последнее редактирование: 31 марта 2009, 16:17:42 от Admin » Записан
Andru
Пользователь
**
Сообщений: 77

408172675
Просмотр профиля Email
« Ответ #40 : 06 апреля 2008, 22:09:19 »

Необходимо отметить, что эпос о Кудым-Оше, как и о других подобных героях, стал складываться у коми-племен, или точнее их предков, во время перехода от первобытно-общинного строя к родо-племенному. То есть примерно с Х по XV вв. н.э.
Появление князя наглядно свидетельствует о начале разложения первобыто-общинного строя и выделению верхушки - князя - человека не только самого сильного, смелого, но и самого богатого
Смеющийся
« Последнее редактирование: 06 апреля 2008, 22:11:58 от Andru » Записан
NOEL
Глобальный модератор
Постоялец
*****
Сообщений: 184

буга га га

172217209
Просмотр профиля WWW
« Ответ #39 : 13 мая 2008, 00:53:08 »

Отличная легенда, только сейчас ее прочитал, интересно а есть что-нибудь подобное про Пермь??
Записан
Andru
Пользователь
**
Сообщений: 77

408172675
Просмотр профиля Email
« Ответ #38 : 25 мая 2008, 11:30:25 »

Конечно есть, только в инете мало, а если есть, то сухо и для любитлей не очень интересно...
В основном очень много интересного в Горьковке. Сейчас, кстати, на этом проекте ("Зеленый ветер") создается раздел по истории Урала вообще и Перми в частности... Будет интересно!
Постараюсь еще выложить несколько легенд позднее
Записан
NOEL
Глобальный модератор
Постоялец
*****
Сообщений: 184

буга га га

172217209
Просмотр профиля WWW
« Ответ #37 : 27 мая 2008, 23:37:29 »

А что значит приставка КАР в названиях коми-пермяцких?
Записан
Vergissmannicht
Постоялец
***
Сообщений: 114

375410663
Просмотр профиля Email
« Ответ #36 : 28 мая 2008, 21:11:39 »

Пермяцкая кухня

Под этим названием объединены национальные кухни удмуртов, коми-пермяков, бессермян и других народностей Прикамья, Северного Предуралья и Урала. Эта кухня, как и поволжская, также складывалась под влиянием русской и татарской кухни, но и на них оказала влияние. В частности мясо тестяные блюда, распространенные у древнейшего населения Прикамья — волжских и камских булгар до завоевания Великой Булгарии Золотой Ордой в XIII в., перешли в пермяцкую кухню, а оттуда — в русскую и татарскую.

Много сходных черт имеет пермяцкая кухня с русской кухней, особенно с древнерусской: широко используется дичь (зайчатина, мясо лося, рябчики, куропатки, тетерева) в сочетании с другими дарами прикамских лесов — лесными ягодами, грибами и диким медом, применяются горох и репа (следует учесть, что удмурты часто называют репу — редькой, и эта ошибка проникает иногда в поваренные книги, в рецепты удмуртской кухни).


Наряду с лесной птицей используется и домашняя, особенно в последнее время. Из применяемых только в пермяцкой кухне продуктов следует отметить молодой полевой хвощ (пешники) и пиканы (растение, близкое к ангелике). Их используют как овощи в супах, в пирогах в виде начинки и в пермяцких «селянках». Под этим русским названием в пермяцкой кухне фигурируют яично-молочные смеси, выпекаемые, как яичницы, на сковородках в печи (а не на огне) и сдобренные большим количеством мясных, рыбных, грибных или овощных добавок. Едят «селянки», однако, холодными, а не горячими. Грибы используются в пирогах соленые, а не жареные. Из репы делают паренки: овощи, распаренные без воды в печи в чугунках в течение нескольких часов. Чтобы репа не имела привкуса вареных овощей, чугунки покрывают толстым слоем ржаной и ячменной соломы, конопляной мякины или шелухи и переворачивают вверх дном, оставляя в печи на ночь. Такой прием дает возможность получить вареные, но совершенно сухие, свободные от излишней влаги овощи, что придает им своеобразную консистенцию и вкус, а также аромат ржи, ячменя и конопли. Паренки едят с густым ячменным квасом.

Основные супы — грибные щи (грибы с крапивой, дудником, репой), ячневые щи — суп из ячменной крупы и уха. Рыба занимает большое место в пермяцкой кухне, особенно у прикамского населения. В прошлом ее не только варили, но и квасили. Основное применение рыба находит в пирогах, куда ее закладывают потрошеной, промытой, бескостной, но с чешуей. Это придает своеобразный вкус пермяцким пирогам, которые к тому же делаются из пресного ржаного или ржано-пшеничного, ржано-ячменного теста.

Пермяцкая кухня внесла в русскую, татарскую и общесоюзную кухню большой вклад — пельмени, которые по удмуртски называются пельняни (пель — ухо, нянь — хлеб). Смешение русскими двух слов — пельняни и пермяни (т. е. пермская, пермяцкая пища), употреблявшимися с XVII в., дало в XIX в. «пельмени», ставшие русским и международным названием этого блюда. Особенностью пермяцких пельменей является то, что в них используется три вида мяса (говядина — 45%, баранина — 35%, свинина — 20%). В татарской и узбекской кухне пельмени (манты) делают только из баранины, в литовской — из свинины, в русской — преимущественно из говядины. Только на Урале и в Сибири пельмени делают из смеси говядины и свинины, что и обнаруживает их близкое родство с пельнянями. Кроме мясных пельменей. в пермяцкой кухне распространены пельняни с грибами, луком, репой и квашеной капустой
Записан
Tima
Новичок
*
Сообщений: 19


Просмотр профиля Email
« Ответ #35 : 28 мая 2008, 22:32:01 »

Кар (кор) - деревянная крепость на земляном валу.
Не только приставка.
Записан
Andru
Пользователь
**
Сообщений: 77

408172675
Просмотр профиля Email
« Ответ #34 : 30 мая 2008, 23:13:15 »

Даже если взять многие коми-пермяцкие названия городов: Сыктывкар, Кудымкар и пр. - приставка означает город, городище. Кудымкар - "Город Кудым-Оша" и пр.  Строит глазки
Записан
NOEL
Глобальный модератор
Постоялец
*****
Сообщений: 184

буга га га

172217209
Просмотр профиля WWW
« Ответ #33 : 01 июня 2008, 23:22:52 »

Кудым и Ош это значит медведь Подмигивающий
Записан
Andru
Пользователь
**
Сообщений: 77

408172675
Просмотр профиля Email
« Ответ #32 : 03 июня 2008, 23:49:25 »

Позволю себе не согласиться: только Ош - это медвдь  Улыбающийся
Записан
Andru
Пользователь
**
Сообщений: 77

408172675
Просмотр профиля Email
« Ответ #31 : 04 июня 2008, 20:57:03 »

Легенда О Пере-богатыре
[/font][/font]

Откуда произошло название Пермь-город? На расстоянии километров к северу от села Гайны, давным-давно  была деревня Модгорт, при сселении деревень, где имелось меньше 10 дворов в 1939 – 1940 годах эта деревня сселена с деревней Сайга Мысовского сельсовета Гайнского района. Теперь осталось только место. Теперь можно узнать, что здесь была деревня, только по оставшимся столбам от построек да еще по двум большим соснам, по которым и раньше узнавали эту деревню.  Эти сосны служили маяком в свое время, указывали направление в деревню Верх-Лупья. Деревня Модгорт была расположена на косогоре, у берега реки Лупьи, которая впадает в реку Каму.
Во времена татарского нашествия в деревне Модгорт жили крестьяне – три брата по фамилии Мизевы – Калина, Мизя и Перфирий. Перфилий по местному сокращению звали Пера. Все они были коми-пермяки по национальности.
Когда было татарское нашествие на русские земли, Калина служил в солдатах в Перми, а Мизя и Пера оставались дома, занимались хлебопашеством и охотой. Все они были крепкого телосложения и отличались от других крестьян окрестных деревень необыкновенной силою. Особенной силой , отличался Пера Мизев. Его звали богатырь Пера. Служа в солдатах, Калина находился в Перми в тот период, когда татары осаждали Пермь. Так как силы у татар были большие, то Пермь они много раз занимали. Калина обратился к командованию, чтобы разрешили ему съездить домой за братом богатырем Перой и привезти его на сражение. При этом она рассказал, что его брат Пера – богатырь и может побороть целый полк неприятельских сил. Калине разрешили съездить домой а братом, богатырем Перой.
Пера сначала отказывался ехать. А когда Калина ему разъяснил, что надо отчизну спасать от чужеземцев, тогда согласился ехать. Но на четверке не поехал, а пошел пешком, не пешком, а на самодельных лыжах. Сказал, что эти лошади до Перми его не довезут. На лыжах пошел он по Каме реке и показал брату Калине что он, если придет на лыжах в Пермь раньше Калины, то против своей стоянки поставит свою крюку (трость, служащую батогом), и что по этой крюке пускай Калина его разыскивает.
Пера прибыл в Пермь на четыре дня раньше Калины и, как договорились, против своей стоянки поставил свою трость. Калина, приехавши в Пермь, нашел брата по этой трости и привел его к командованию. В это время в Пермь приехал сам царь русский. Который царь – никто не помнит. Царь приехал за тем, чтобы воодушевить солдат на подвиг ратный и организовать освобождение Перми от нашествия чужеземцев. В этот момент и представился богатырь Пера царю и заявил, что он хочет услужить царю и отечеству, богатырской силой защитить отечество. Царь позволил Пере стать солдатом и благословил его борцом за славу отечества. Неприятельские силы  в это время снова насели на город. Насупившись, Пера приготовился к битве с неприятелем. Произошла битва. Пера как богатырь встретил первую группу неприятельского полчища и одним ударом своей трости уложил свыше 10 человек неприятельских солдат. Враг дрогнул и отступил. Набравши новую силу, еще большую, чем в первый раз, неприятель снова двинулся на занятие Перми. В этот раз Пера один уложил наповал 40 солдат неприятеля. Остальные разбежались. Так в семи схватках Пера  поборол целый полк неприятельских войск. Нериятель дрогнул и больше не предпринял новые попытки захватить город.
Этим временем (битва длилась 7 дней) царь собрал большое войско и прогнал врага далеко от города. И неприятель больше не наступал, а отступал.
Справившись один с целым полком неприятельских сил, Пера пошел отдыхать. Отдыхал он три дня и три ночи.
После победы в Перми, в честь Перы и в честь освобождения города царь устроил пир. На этом пиру Пера был награжден царем шелковыми сетями для ловли рыбы и птиц и грамотой.
Прежде чем дать награду царь спросил  у Перы, что он хочет получить за храбрость и геройство. Пера подумав немного, сказал: «У нас в реке Лупье очень много рыбы, а ловить ее нечем. Так же у нас много уток и другой птица. Нужно их ловить. И вот мне нужны тенета (сети) для ловли их». Царь, конечно, считался с желанием Перы. Грамота, наверное, сохранилась бы и до наших дней, но внук Перы представил эту грамоту для переписывания по ветхости ее в город Чердынь, в уездную управу, а в бывший там пожар эта грамота затерялась. Царь своим указом освобожденный город назвал Пермью, то есть город наименовал именем Перы – Пермь, пермяцкий город. пера был по национальности пермяк, и поэтому людей, живших в Пермской губернии, до наших дней называют пермяками.
Пера, получив шелковые сети , стал заниматься ловлей рыбы и птиц. Но однажды он стал эти шелковые сети натягивать через реку Лупья. Один конец закрепил за большую сосну, что стоит в деревне Модгорт, а другой стал прицеплять к большой елке, стоявшей за рекой. Шелковые сети были тяжелые и мало поддавались выпрямлению, провисали в середине. Но Пера был сильным и, забравшись на елку, натянул их так сильно, что елка не выдержала и сломилась. Вместе с сломавшейся  елкой на землю упал и Пера – надгробил себя и после полуторамесячной болезни скончался в деревне Модгорт. Его похоронили с почестями , вместе с ним в гроб положили его награду – шелковые сети. Схоронили между двух больших сосен.
Какой был рост у Перы, никто не может точно сказать , но старики говорят, что он ростом был больше полуторых саженей, то есть около четырех метров. Этот рост подтверждается тем, например, что в 1932 или 1934 году посетившая эту деревню экспедиция из Москвы по краеведению раскопала могилу Перы и кости его скелета увезли в Москву. Говорят, бедровая костьноги, что выше голени, оказалась длиной 98 сантиметров. Если добавить кость, что ниже голени – один метр, плюс к этому туловище один метр.ов. Голова у Перы была полметра.
Итак город Пермь назван Пермью в честь одержанной победы богатырем Перой над неприятелем.


Запись произведена со слов 90-летнего старика, проживающего в дер. Верх-Лупья, Гайинского района, Пермской области, Мизева Андрея Никифоровича. Мизев А.Н. Умер в 1944 г. Его сын Степан Андреевич, внук Ермолай Степанович правнуки и правнучки, дети Ермолая Степановича и их соседи это предание знают.
Записал Отиков Иван Гаврилович в 1944 г. Г. Кудымкар, Научно-краеведческая библиотека. Папка № 170.


« Последнее редактирование: 31 марта 2009, 16:26:13 от Admin » Записан
Andru
Пользователь
**
Сообщений: 77

408172675
Просмотр профиля Email
« Ответ #30 : 04 июня 2008, 21:05:21 »

Конечно, факты которые приводятся в легенде очень спутанны и неточны. Очень много спорынх моментов  В замешательстве
Во-первых, татарское (которое татаро-монгольское) нашествие было в 1237 - 1241 годах, в это время титуала "царя" еще не было.
Во-вторых, первым русским царем стал Иван Грозный (1530 - 1584 гг.), при нем в состав России вошли Казанское ханство, Сибирское и Астраханское. Возможно, что речь идет о татарских набегах, которые современникам вполне могли  казаться нашествием!
В-третьих, города Перми не существовало по крайне мере до начала 18 века, когда здесь были основаны первые медеплавильные заводы и возникли поселения вокруг них.... Но, вряд ли в том время татары позволяли себе такие вольности, как набеги на города.... Смеющийся

Верить или не верить, выбирать вам!
« Последнее редактирование: 08 июня 2008, 17:54:54 от Andru » Записан
Andru
Пользователь
**
Сообщений: 77

408172675
Просмотр профиля Email
« Ответ #29 : 16 июня 2008, 22:51:30 »

Когда обсуждать-то будем???  Непонимающий
Записан
NOEL
Глобальный модератор
Постоялец
*****
Сообщений: 184

буга га га

172217209
Просмотр профиля WWW
« Ответ #28 : 17 июня 2008, 01:26:38 »


В-третьих, города Перми не существовало по крайне мере до начала 18 века, когда здесь были основаны первые медеплавильные заводы и возникли поселения вокруг них...

Верить или не верить, выбирать вам!


Так значит Пермь это еще относительно молодой город, я почему то думал что он возник раньше..
Записан
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Центр экологического туризма «Зеленый ветер»
г. Пермь, ул. Ленина, 87
тел.: +7 (342) 234-32-34
e-mail: info@zel-veter.ru
При использовании материалов сайта ссылка на www.zel-veter.ru обязательна
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение